О том, как создавался семейный бренд «Алтайские Закрома», рассказал управляющий директор агропромышленной группы Терновой Константин Иванович.
Традиции семейного бизнеса уходят вглубь веков. Обращаясь к мировой истории, на ум сразу приходят такие компании, как Ford Motor Company, Estee Lauder, Ferrero, Walmart, Сеть Auchan (АШАН). В России всем известны компании Черкизово, Мираторг, РЕСО-Гарантия, АФК Система.
В Алтайском крае есть свои исторические примеры семейного бизнеса – мукомольное производство и хлебная торговля Федуловых, винокурение и пивоварение Ворсина, мукомольное дело и торговля Винокуровых.
Сегодня в странах Европы доля семейных компаний доходит до 80% в разных регионах. Они создают до 50% рабочих мест. В России 74% предприятий МСП – это семейный бизнес, несмотря на то, что рыночной экономике чуть более 20 лет.
Эти цифры говорят о том, что семейным компаниям по определению доверяют больше. Что же особенного в семейном бренде? Что делает его более устойчивым и надежным?
Семейные ценности Терновых
Семейный бизнес имеет крепкую основу – единые семейные ценности, заложенные семьей и разделяемые всеми ее членами, работающими в компании:
-
В семье мы получаем первые уроки жизни, узнаем о мире, обществе, ценностях.
-
В семье формируются жизненные устои и убеждения.
-
Семья помогает понять, что в жизни на самом деле важно, каковы настоящие цели.
-
Семейные ценности мы вкладываем и в бизнес, вкладываем искренне.
Корпоративный бренд «Алтайские Закрома» не является исключением, он пронизан системой ценностей семьи, в которой выросли братья Терновые:
-
Честность. Мама всегда говорила «не врать».
-
Трудолюбие. Наши родители трудились на гос. предприятиях, а потом занимались уборкой квартиры, работой в саду, заготовками, «картошкой».
-
Любовь, Доброта и Забота. Это и мамины сказки, и папины «походы», а сегодня – наши походы с внуками.
-
Умение прощать. После «нагоняя» всегда «обнимашки».
-
Уважение и поддержка. Отец в семье – №1, хотя мама – «шея». А еще отец всегда напоминал о притче «Отец и сыновья»: «… если будете вместе дружно жить, никакая беда вас не одолеет (Разве можно веник переломить?) А как разойдетесь по одному, тогда все пропадете (по одному прутья легко переломать)».
-
Традиции: совместные ужины, дни рождения, семейный совет и разговоры, совместные поездки, походы в театр, чтение и обсуждение.
«За общим столом еда вкуснее»
-
Свобода. Семья всегда давала ощущение свободы выбора: захочешь – будешь космонавтом.
-
Репутация. Береги репутацию ценою жизни! «Разбитую чашу не склеить».
«В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто»
«Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадет, да скоро растает»
Сила и «подводные камни»
Сила семейного бренда формируется не специально, не по науке. Родство «кровное» становится родством ценностей, мыслей и целей и делает бизнес крепче. Но там, где сила, там сложность и риски. Все как у любой слаженно работающей системы.
Это просто:
-
Рядом люди, которым мы можем доверять.
-
Взаимная поддержка вне времени и трендов.
-
Повышенный уровень мотивации и лояльности.
-
Абсолютная погруженность в бизнес-процесс, потому что это Жизнь!
Это не просто:
-
Родство ≠ Бизнес-партнерство.
-
Рабочие споры не должны отражаться на отношениях.
-
Делить зоны ответственности и соблюдать их.
-
Дефицит полноценного отдыха. Это дело жизни, которое проникает во все сферы.
-
Разность характеров и темпераментов.
Это сила:
-
Легче в кризисы: перед внешней угрозой все члены семьи выступают «единым фронтом».
-
Решения более взвешенные и обдуманные, ведь думают о будущих поколениях.
-
Проще и быстрее договориться, поэтому более гибкие, а значит, конкурентоспособные.
-
Клиенты больше доверяют семейным компаниям.
-
3Т (3 брата Терновых) – это 3D видение – способность посмотреть на проблему с разных сторон, под разным углом
И это риски:
-
Финансовые риски (потери одного члена семьи отразятся на всей семье и бизнесе).
-
Риск навредить отношениям в семье.
-
Риск принять на работу родственника, не имеющего достаточной квалификации и опыта.
-
Часто из-за неформальных отношений в семье упускается необходимость четкого юридического закрепления прав и обязанностей на работе.
-
Риски «лебедя щуки и рака».
О семейных ценностях и силе семьи много сказано в сказках и книгах.
Читайте:
-
Репка (о «силе», накопленной родом).
-
Три поросенка (о взаимовыручке).
-
Сказка о рыбаке и рыбке (о том, к чему может привести жадность, не постоянство в желаниях и не способность вовремя остановиться).
-
Генри Форд «Моя жизнь, мои достижения».
-
Максим Горький «Дело Артамоновых».
-
Марио Пьюзо «Крестный отец».
-
Олег Качанов «Семейный бизнес по расчету».
Константин Терновой,
управляющий директор агропромышленной группы
«Алтайские Закрома»