О создании семейного бренда «Алтайские Закрома»

О том, как создавался семейный бренд «Алтайские Закрома», рассказал управляющий директор агропромышленной группы Терновой Константин Иванович.

Традиции семейного бизнеса уходят вглубь веков. Обращаясь к мировой истории, на ум сразу приходят такие компании, как Ford Motor Company, Estee Lauder, Ferrero, Walmart, Сеть Auchan (АШАН). В России всем известны компании Черкизово, Мираторг, РЕСО-Гарантия, АФК Система.

В Алтайском крае есть свои исторические примеры семейного бизнеса – мукомольное производство и хлебная торговля Федуловых, винокурение и пивоварение Ворсина, мукомольное дело и торговля Винокуровых.

Сегодня в странах Европы доля семейных компаний доходит до 80% в разных регионах. Они создают до 50% рабочих мест. В России 74% предприятий МСП – это семейный бизнес, несмотря на то, что рыночной экономике чуть более 20 лет.

Эти цифры говорят о том, что семейным компаниям по определению доверяют больше. Что же особенного в семейном бренде? Что делает его более устойчивым и надежным?

Семейные ценности Терновых

Семейный бизнес имеет крепкую основу – единые семейные ценности, заложенные семьей и разделяемые всеми ее членами, работающими в компании:

  • В семье мы получаем первые уроки жизни, узнаем о мире, обществе, ценностях.

  • В семье формируются жизненные устои и убеждения.

  • Семья помогает понять, что в жизни на самом деле важно, каковы настоящие цели.

  • Семейные ценности мы вкладываем и в бизнес, вкладываем искренне.

Корпоративный бренд «Алтайские Закрома» не является исключением, он пронизан системой ценностей семьи, в которой выросли братья Терновые:

  1. Честность. Мама всегда говорила «не врать».

  2. Трудолюбие. Наши родители трудились на гос. предприятиях, а потом занимались уборкой квартиры, работой в саду, заготовками, «картошкой».

  3. «В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто»

  4. Любовь, Доброта и Забота. Это и мамины сказки, и папины «походы», а сегодня – наши походы с внуками.

  5. Умение прощать. После «нагоняя» всегда «обнимашки».

  6. «Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадет, да скоро растает»

  7. Уважение и поддержка. Отец в семье – №1, хотя мама – «шея». А еще отец всегда напоминал о притче «Отец и сыновья»: «… если будете вместе дружно жить, никакая беда вас не одолеет (Разве можно веник переломить?) А как разойдетесь по одному, тогда все пропадете (по одному прутья легко переломать)».

  8. Традиции: совместные ужины, дни рождения, семейный совет и разговоры, совместные поездки, походы в театр, чтение и обсуждение.

    «За общим столом еда вкуснее»

  9. Свобода. Семья всегда давала ощущение свободы выбора: захочешь – будешь космонавтом.

  10. Репутация. Береги репутацию ценою жизни! «Разбитую чашу не склеить».

Сила и «подводные камни»

Сила семейного бренда формируется не специально, не по науке. Родство «кровное» становится родством ценностей, мыслей и целей и делает бизнес крепче. Но там, где сила, там сложность и риски. Все как у любой слаженно работающей системы.

Это просто:

  • Рядом люди, которым мы можем доверять.

  • Взаимная поддержка вне времени и трендов.

  • Повышенный уровень мотивации и лояльности.

  • Абсолютная погруженность в бизнес-процесс, потому что это Жизнь!

Это не просто:

  • Родство ≠ Бизнес-партнерство.

  • Рабочие споры не должны отражаться на отношениях.

  • Делить зоны ответственности и соблюдать их.

  • Дефицит полноценного отдыха. Это дело жизни, которое проникает во все сферы.

  • Разность характеров и темпераментов.

Это сила:

  • Легче в кризисы: перед внешней угрозой все члены семьи выступают «единым фронтом».

  • Решения более взвешенные и обдуманные, ведь думают о будущих поколениях.

  • Проще и быстрее договориться, поэтому более гибкие, а значит, конкурентоспособные.

  • Клиенты больше доверяют семейным компаниям.

  • 3Т (3 брата Терновых) – это 3D видение – способность посмотреть на проблему с разных сторон, под разным углом

И это риски:

  • Финансовые риски (потери одного члена семьи отразятся на всей семье и бизнесе).

  • Риск навредить отношениям в семье.

  • Риск принять на работу родственника, не имеющего достаточной квалификации и опыта.

  • Часто из-за неформальных отношений в семье упускается необходимость четкого юридического закрепления прав и обязанностей на работе.

  • Риски «лебедя щуки и рака».

О семейных ценностях и силе семьи много сказано в сказках и книгах.

Читайте:

  • Репка (о «силе», накопленной родом).

  • Три поросенка (о взаимовыручке).

  • Сказка о рыбаке и рыбке (о том, к чему может привести жадность, не постоянство в желаниях и не способность вовремя остановиться).

  • Генри Форд «Моя жизнь, мои достижения».

  • Максим Горький «Дело Артамоновых».

  • Марио Пьюзо «Крестный отец».

  • Олег Качанов «Семейный бизнес по расчету».


Константин Терновой,
управляющий директор агропромышленной группы
«Алтайские Закрома»

Фотогалерея