Хронистам затруднительно систематизировать и структурировать этапы развития инновационного предпринимательства в новейшей истории страны в силу совокупности факторов: новизна информации и объективное отсутствие аналогов; скорость происходящих изменений благодаря высокой адаптивности отечественного бизнеса вызовам времени и рынка; объяснимое желание конфиденциальности для сохранения приоритета передовых разработок и прорывных решений.
Но, есть организация в России под эгидой которой на добровольной основе уже тридцать лет объединяются люди дела из всех отраслей экономики, вместе представляющие серьезную конструктивную движущую силу устойчивого поступательно развития государства – Торгово-промышленная палата России, – крупнейший и авторитетнейший бизнес союз страны.
Это именно то место, где можно получить достоверную информацию, первоисточники для систематизации и структурирования этапов развития инновационного предпринимательства в новейшей истории России.
Выбор Алтайской ТПП для этих целей не случаен. Торгово-промышленная палата Алтайского края, объединяя успешные и активно развивающиеся предприятия региона - примеры инновационного предпринимательства, сама является ярким образцом технико-технологических нововведений и внедрения инноваций.
Развитие инновационного предпринимательства в современной России можно разделить на V этапов, характеризирующихся своими особенностями, в зависимости от социально-экономического положения в стране и геополитической ситуации в мире. Каждый этап можно наглядно проиллюстрировать примерами из становления и развития группы компаний под руководством Владимира Павловича Куликова (д.м.н., профессора, члена Совета ТПП Алтайского края, председателя Комитета Алтайской ТПП по здравоохранению, генерального директора ООО «Хелми»):
I. В рамках кооперативного движения в СССР
(конец 80-х г.г. XX века)
В конце 1980-х годов производственные кооперативы стали основной организационно-правовой формой легализованной предпринимательской деятельности в СССР. 19 ноября 1986 года Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» разрешил гражданам и членам их семей параллельные заработки в свободное от основной работы время, а 5 февраля 1987 года Советом Министров СССР принято постановление «О создании кооперативов по производству товаров народного потребления». Некоторые кооперативы были организованы учеными и инженерами, которые выпускали свою продукцию на основе инновационных разработок, не востребованных государственным массовым советским плановым производством.
Примером первого (и последующих этапов) этапов развития инновационного предпринимательства является научно-практическая деятельность компаний под руководством Владимира Куликова: в 1988 году Куликовым В.П. открыто одно из первых коммерческих предприятий в СССР — научно-производственный кооператив «Здоровье». В кооперативе «Здоровье» ученые и доктора оказывали услуги на основе инновационных разработок, не востребованных государственным плановым здравоохранением.
Поскольку рынок СССР в данный период характеризовался дефицитом товаров и услуг, инновационные разработки, в первую очередь потребительского плана, были широко востребованы и соответствующие кооперативы успешно развивались. Однако, в силу слабой конкуренции на советском рынке, некоторые инновации носили поверхностный характер и не выдержали конкуренции с западными аналогами на втором этапе развития инновационного предпринимательства.
(90-е г.г. XX века)
С 1991 г. с легализацией частной собственности, введением новых организационно-правовых форм предприятий, открытием российского рынка для зарубежных поставщиков, начинается этап развития, характеризующийся ужесточением конкуренции, естественным рыночным отбором инноваций.
С начала 90-х годов на российский рынок пришли глобальные западные игроки в каждой перспективной рыночной нише, включая здравоохранение. Предприятия Владимира Куликова достойно выдержали конкуренцию. Начав в 90-е годы с поставок в РФ иностранного оборудования, постепенно сформировали собственную школу профильных компетенций и стали не только и не столько продавцами систем и агрегатов чужого производства, а системными интеграторами, способными комплексно решать потребности клиентов «под ключ». В 1996 году на базе кооператива «Здоровье» учреждено ЗАО «Медицинская научно-производственная компания «Хелми» (в дальнейшем ООО «Випкер»).
В жесткой рыночной конкуренции выживают только самые сильные игроки. Именно инновационно ориентированное предприятие способно выжить в этой борьбе, самой своей деятельностью реализуя миссию Торгово-промышленной палаты Алтайского края – полномасштабное интегрирование экономики региона в российскую и мировую хозяйственные системы. Инновации помогают выйти на новые рынки, удовлетворить новые потребности покупателей. Продукция отечественных предприятий вынуждена конкурировать с импортными товарами. В свою очередь, интенсивность инновационной деятельности влияет на общий уровень экономического развития страны.
На II этапе какая-либо системная роль государства в развитии инновационного предпринимательства отсутствует. Популярной является идея, что глобальный рынок самостоятельно все расставит на свои места, а российская промышленность интегрируется в международное распределение труда.
III. Адаптация западной инженерно-технической и предпринимательской школы к российским реалиям, возрождение национальных традиций купцов и промышленников
(С 90-х г.г. XX века по настоящее время)
С начала 90-х годов на российский рынок пришли глобальные игроки - в энергетике Сименс, Альстом и т.д., в оборудовании для строительства, транспортировки газо- нефтепродуктов, машиностроении — Катерпиллар, Коматсу, Лиебхер и т.д. – и так в каждой перспективной рыночной нише. Персонал перечисленными западными компаниями формировался из отечественных инженеров и ученых, оказавшихся в непростой жизненной ситуации при становлении капитализма в РФ: в результате российские отделения западных фирм оказались укомплектованы лучшими профильными отечественными инженерами и учеными-практиками. Позднее ряд из них, получив предпринимательские знания и рыночные навыки обеспечения потребностей перспективных отраслевых клиентов, основали отечественные школы передовых компетенций, успешно конкурирующие в своих отраслях экономики за счет синэнергетического эффекта — объединения собственных инновационных разработок с приобретенными бизнес компетенциями.
III этап также характеризуется другим очевидным трендом: российские компании, изначально начавшие в 90-е годы с поставок в РФ иностранного оборудования, постепенно сформировали собственные инженерно-технические школы и стали системными интеграторами, способными комплексно решать потребности клиентов "под ключ", от проектирования, до монтажа/строительства и последующего сервисного сопровождения, добавляя на каждом из бизнес этапов свои инновационные решения, позволяющие успешно конкурировать.
В 2007 году Владимир Куликов выступил соучредителем высокотехнологичного медицинского предприятия — Алтайского отделения Лечебно-диагностического центра «Международный институт медико-биологических систем». В Центре, оснащенном двумя магнитно-резонансными томографами, в городах Барнаул и Бийск проводится высокоточная МРТ-диагностика заболеваний, в том числе по направлению учреждений здравоохранения Алтайского края.
Долгое время Куликов В.П. заведовал кафедрой Алтайского государственного медицинского университета. В России и за ее пределами широко известны методики, статьи и практические руководства по ультразвуковой диагностике сосудистых заболеваний, разработанные д.м.н., профессором Куликовым и при его участии.
Владимир Куликов успешно совмещает предпринимательскую деятельность с преподавательской и научной работой — является автором 31 патента Российской Федерации на изобретения и торговых марок «Хелми», «Карбоник», «Випкер». Под его руководством подготовлено и защищено свыше 30 диссертаций, опубликовано более 100 научных статей и 11 монографий. В 2017 году в краевом центре открыта клиника «Хелми» — современное лечебно-профилактическое предприятие, оказывающее услуги по основным медицинским специальностям с использованием в лечебно-диагностическом процессе оригинальных разработок.
IV. Усиление роли государства в регулировании инновационной деятельности в РФ
(с 00-х г.г. по настоящее время).
С начала 2000-х г.г. расширяется роль государства как в регулировании предпринимательства в целом, так и инновационной деятельности в частности. Данный этап характеризуется усилением государственных корпораций, в рамках которых также ведется отраслевая инновационная деятельность, доступом частных инновационных компаний к реализации национальных проектов.
В период с 2005 по 2010 годы Владимиром Куликовым создано несколько компаний в Барнауле и Новосибирске, в том числе инновационное предприятие — научно-производственная компания «Карбоник», получившая гранты администрации края на разработку новых медицинских продуктов (одноименный дыхательный тренажер и лечебно-диагностический комплекс, которые защищены 12 патентами на изобретения). В основанном Куликовым В.П. в 2017 году «Алтайском медицинском институте последипломного образования» проводятся все виды повышения квалификации работников здравоохранения; в учебном процессе используются передовые образовательные технологии: платформа MOODLE, симуляторы и др.
V. Попытки изоляции РФ
(с 2014 г. по настоящее время)
В новейшей истории наша страна столкнулась с жестким экономическим противостоянием с западным миром во главе с США.
Правительство России оперативно приняло постановления, согласно которым отечественный производитель получил явные преференции на внутреннем рынке, а также при развитии производства, нацеленного на замещение импортных поставок. В этой связи торгово-промышленным палатам поручены экспертные работы по подтверждению российского производства продукции.
Алтайская ТПП вошла в число 47 из 178 территориальных торгово-промышленных палат, которые уполномочены работать в рамках всех правительственных постановлений, предоставляющих поддержку российским производителям.
Заложенный в постановлениях Правительства РФ механизм по возрождению отечественного производства дал значимый финансово поддержанный толчок инновационному предпринимательству как в рамках крупных предприятий, так и небольших фирм.
Члены Алтайской ТПП, в том числе медицинские предприятия Владимира Куликова активно используют данный механизм для модернизации и расширения, укрепления рыночных позиций.
Синергетический эффект предпринимательской инициативы и механизмов правительственной поддержки отечественных производителей дает впечатляющий результат.
III, IV, V этапы развития инновационного предпринимательства в России продолжаются сейчас одновременно, характеризуясь каждый своей особенностью в зависимости от сферы экономики и отрасли производства.
Торгово-промышленная палата Алтайского края - объединение успешных и активно развивающихся предприятий - у каждого имеется серьезный багаж лучших практик в своей сфере, подпадающий под тот или иной этап развития инновационного предпринимательства в новейшей истории России. Общее для всех членов Палаты: результат достигается, когда увлеченно занимаешься своим делом, ставишь цели, которые выходят за пределы человеческой жизни, уверенно смотришь вперед.
Ирина Яловая
Московский Государственный Технический Университет
имени Н.Э.Баумана
кафедра Инновационное предпринимательство