23 мая для обсуждения актуальных вопросов развития отрасли автомобильных грузоперевозок и экспедирования в Алтайской торгово-промышленной палате собрались представители более 20 предприятий - транспортных компаний и грузоотправителей.
Во встрече, проходившей в формате круглого стола, приняли участие президент Алтайской ТПП Борис Чесноков, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Алтайском крае Павел Нестеров, заместитель министра строительства, транспорта и ЖКХ Алтайского края, начальник управления по транспорту и дорожному хозяйству Дмитрий Коровин, начальник Южно-Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Александр Перепелица, заместитель начальника надзора Управления ГИБДД ГУ МВД России по Алтайскому краю Виктор Левченко, заместитель начальника ОГИБДД УМВД России по г. Барнаулу Вячеслав Подосинников, заместитель начальника - начальник службы весового контроля КГКУ «Алтайавтодор» Игорь Гулеватый, член правления Сибирской Ассоциации Автомобильных Перевозчиков (СААП), директор ООО «Транспортная Компания «АЛТАЙ» Юрий Бетеньков, региональный представитель СААП в Алтайском крае Алексей Паженцев.
Открывая круглый стол, президент Алтайской ТПП Борис Чесноков поздравил собравшихся с Днем российского предпринимательства и подчеркнул:
- Развитие цивилизованного рынка услуг в сфере грузоперевозок чрезвычайно важно в связи с усиливающимся значением отрасли для развития экономики региона. Рассматриваемые предложения по изменению отраслевого законодательства РФ, вопросы контроля за деятельностью участников рынка грузоперевозок и внедрение новых технологий волнуют не только представителей компаний, оказывающих транспортно-логистические услуги. Данная проблематика напрямую затрагивает деятельность большинства предприятий, которые отгружают производимое сырье или готовую продукцию, перевозят грузы собственным автотранспортом.
Бизнес-омбудсмен Алтайского края Павел Нестеров познакомил с работой Аппарата Уполномоченного с обращениями предпринимателей в сфере грузоперевозок. В 2016-17 гг. за помощью обратились 17 субъектов предпринимательской деятельности, в том числе за оказанием правовой поддержки. В настоящее время по вопросам весового контроля поступают единичные жалобы. В тоже время возросло число обращений сельхозпроизводителей, связанных с работой системы «Платон».
Павел Аркадьевич подчеркнул, что вопросы, вызывающие в деловых кругах большой общественный резонанс, обязательно выносятся на обсуждение в ходе совместных заседаний Общественного совета по защите малого и среднего бизнеса при прокуратуре Алтайского края и Общественного совета при Уполномоченном по защите прав предпринимателей Алтайского края. Президент Алтайской ТПП Борис Чесноков входит в состав этих общественных советов, и, значит, у членов Алтайской торгово-промышленной палаты имеется возможность получить информацию «из первых рук» о ходе рассмотрения каждого проблемного вопроса.
Заместитель министра строительства, транспорта и ЖКХ Алтайского края, начальник управления по транспорту и дорожному хозяйству Дмитрий Коровин подробно познакомил с итогами работы дорожного хозяйства Алтайского края за 2017 год и перспективами развития на следующие годы.
Дмитрий Николаевич сообщил, что в транспортной отрасли региона трудится около 35 000 человек, и отметил, что деятельность дорожного хозяйства питает около 30 смежных отраслей экономики, формируя спрос на производство нерудных строительных материалов (щебень, песок), асфальта, проектные услуги и т.д.
Алтайский край занимает первое место в Российской Федерации по протяженности автомобильных дорог, однако, по объему финансирования дорожного хозяйства ситуация складывается неоднозначно: если финансирование на содержание федеральных дорог обеспечено в размере 100%, то краевых – только на 16%, а муниципальных – на 3%.
До 2012 г. в крае не проводились работы по созданию новых объектов в сфере дорожного хозяйства, все силы были брошены только на проведение ремонта. Несколько лет назад ситуация изменилась, значительно активизировалась работа по автомобильному транспорту. Основной задачей краевые власти определили сохранность автомобильных дорог. С этой целью, например, грузоперевозки щебеня и песка в размере 30 тысяч большегрузных автомобилей были переведены с автомобильных дорог на водный транспорт.
Рассказывая о планах развития отрасли, Дмитрий Николаевич отметил, что Правительство Алтайского края, региональный Минстройтранс разрабатывают приоритетные проекты по направлению «безопасные и качественные автомобильные дороги» в соответствии с Указом Президента РФ № 204 от 7 мая 2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»*.
Одним из самых значительных будущих проектов является «Обход г. Барнаула», в который входит строительство третьего моста через р. Обь. Стоимость проекта оценивается экспертами в 45 млрд. рублей. Проектные работы проводились в течение 2,5 лет и к настоящему времени завершены. За 4-5 лет предстоит построить 70 км автодорог. Новый объект дорожной инфраструктуры позволит вывести из городской черты Барнаула грузопоток в азиатском направлении.
Начальник Южно-Сибирского МУГАДН Александр Перепелица познакомил участников круглого стола с основными направлениями контролирующего органа и поделился своим мнением о возможности возврата к старым формам регулирования рынка грузоперевозок - введением лицензирования на осуществление грузоперевозок.
Александр Иванович дал высокую оценку действующей системе весового контроля в Алтайском крае, предполагая, конечно же, постоянное обновление и совершенствование весового оборудования. Современные технологии контроля в РФ позволяют отслеживать больше 15 видов нарушений при грузоперевозках. Александр Иванович предупредил предпринимателей о том, что вся информация, получаемая из различных территорий, интегрируется в системе, и в результате грузоперевозчик может попасть на контроль, будет назначена проверка.
Александр Перепелица призвал представителей профессионального сообщества проявлять активность при принятии законодательных инициатив. В качестве положительного примера он привел сельхозпроизводителей, которые смогли убедительно отстоять свои позиции, получив льготы при внедрении на транспорт тахографов.
Начальник Южно-Сибирского МУГАДН призвал заботиться о сохранности автомобильных дорог, неукоснительно выполнять требования российского законодательства и призвал предпринимателей взаимодействовать с управлением в режиме открытого диалога с целью устранения с рынка нелегальных грузоперевозчиков, а также пригласил всех принять участие 24 мая в публичном обсуждении контрольно-надзорной деятельности и правоприменительной практики Управления.
Обсуждая перспективы введения в Алтайском крае системы автоматизированного весового контроля, заместитель начальника - начальник службы весового контроля КГКУ «Алтайавтодор» Игорь Гулеватый проинформировал о работе в регионе 4-х таких комплексов. Из них два установлены в Барнауле, а также в Залесово и Крутихе. В крае работает пять передвижных станций, из которых две оснащены самым современных оборудованием, позволяющим определять весовую нагрузку на ось транспортного средства, на каждое колесо и общий вес.
КГКУ «Алтайавтодор» имеет единственную в России площадку, аттестованную для поверки весового оборудования. Ее работу курирует ФГУП Сибирский НИИ метрологии. Поверка весового оборудования на пунктах контроля проводится не реже 1 раза в квартал.
Игорь Владимирович предложил участникам круглого стола ознакомиться с приказом Минтранса России от 29.03.2018 N 119 «Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств», а также с постановлением Правительства Алтайского края от 18.05.2018 № 167, отменяющим временное ограничение движения в весенний период при осуществлении перевозки пищевых продуктов, зернового сырья, топлива и др.
Игорь Гулеватый сообщил, что в ближайшее время ожидается принятие, так называемой «зимней амнистии», по которой преференции получат зимние грузоперевозки, оказывающие менее разрушительное воздействие на дорожное полотно. Несущую способность конструктивных элементов автомобильных дорог принято рассчитывать исходя из значения в 10 тонн, а в зимний период будет принята норма до 11,5 тонн. Следовательно, если перевозка каких-либо грузов не привязана к сезону, то предприятиям можно запланировать ее на холодное время года и получить экономический эффект.
Заместитель начальника надзора Управления ГИБДД ГУ МВД России по Алтайскому краю Виктор Левченко и заместитель начальника ОГИБДД УМВД России по г. Барнаулу Вячеслав Подосинников компетентно прокомментировали вопросы участников круглого стола.
Участников мероприятия интересовали решения практических ситуаций. Каким образом перевозчик может застраховать себя от нарушения весовых нагрузок, если в месте приема груза у отправителя отсутствует возможность взвешивания и приходится полагаться на достоверность информации грузоотправителя? Почему транспортное средство по пути следования успешно проходит весовой контроль в различных регионах РФ, а в Алтайском крае на пункте весового контроля в Залесово обнаруживается нарушение? Почему за один и тот же факт нарушения весовой нагрузки наказывается и перевозчик, и грузоотправитель, и экспедитор?
По словам Алексея Паженцева, регионального представителя СААП в Алтайском крае, новые интеллектуальные системы дают возможность перевозчикам отслеживать весовую нагрузку на ось транспортного средства в режиме реального времени в течение всего пути передвижения. Это, в свою очередь, позволяет предотвратить наложение административной ответственности за факт нарушений, выявленных в ходе весового контроля.
Добросовестные перевозчики могут либо приобретать современные транспортные средства, уже имеющие необходимое контрольное оборудование, либо оснащать имеющийся автопарк интеллектуальными датчиками, отображающими осевые нагрузки.
Обобщая выступления по теме круглого стола, член правления СААП, директор ООО «ТК «АЛТАЙ» Юрий Бетеньков, подчеркнул, что многие предприятия транспортной отрасли, а так же их партнеры-грузоотправители сталкиваются с рядом проблем, к которым они просто не готовы.
Изменения в российском законодательстве происходят с завидной частотой. Так за небольшой период были приняты или находятся на стадии рассмотрения ряд законов и подзаконных актов. Например, с января 2018 г. вступил в силу ФЗ от 29.07.2017 №242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере здравоохранения» (О телемедицине). Юрий Юрьевич напомнил о «цене вопроса» за нарушения - осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 3 000 рублей; на должностных лиц - 5 000 рублей; на юридических лиц - 30 000 рублей.
По словам Юрия Юрьевича, в настоящее время готовится проект изменения в Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности». Планируется ввести лицензии, либо сформировать реестр предприятий, оказывающих экспедиционные услуги и отвечающих всем необходимым требованиям по финансовой обеспеченности и квалификации сотрудников. Примечательно, что ответственность за несоблюдение закона в части использования услуг перевозчиков, не находящихся в реестре, предполагается возложить на грузоотправителя в виде штрафа - до 200 000 рублей. Также обсуждается проект изменения в Федеральный закон «Об организации перевозок грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации», который будет затрагивать деятельность всех предприятий, имеющих на балансе собственный автотранспорт.
Юрий Бетеньков выразил уверенность, что все участники круглого стола стремятся работать в рамках действующего законодательства:
- Знать все нормы отраслевого законодательства необходимо. Но не менее важно участвовать в подготовке и принятии новых законодательных актов. Органы власти готовы учитывать позицию предпринимателей, искать рабочие компромиссы. Я думаю, данные задачи позволит решать работа в рамках профильного комитета Алтайской ТПП.
По итогам круглого стола была принята резолюция о создании в Алтайской торгово-промышленной палате комитета по транспорту и экспедированию. Ряд представителей алтайских транспортных компаний и предприятий подтвердили намерение войти в состав рабочей группы по организации комитета.
Идею создания профильного комитета поддержали присутствующие представители контрольно-надзорных органов. Дмитрий Коровин и Игорь Гулеватый выразили готовность принимать участие в его работе.
Президент Алтайской ТПП Борис Чесноков подчеркнул, что инфраструктура Палаты позволяет объединить усилия предпринимателей по обсуждению актуальных проблем и запускать механизмы для их решения, вести прямой диалог с органами власти, создавать «точки влияния» для отстаивания своих интересов:
- Не стоит настраиваться на быстрое решение всех проблем. Опыт показывает, результат приносит поступательная работа на системной основе.
*Справка:
Указ Президента РФ № 204 от 7 мая 2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»:
8. Правительству Российской Федерации при разработке национального проекта по созданию безопасных и качественных автомобильных дорог исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить:
а) достижение следующих целей и целевых показателей: увеличение доли автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям, в их общей протяженности не менее чем до 50 процентов (относительно их протяженности по состоянию на 31 декабря 2017 г.), а также утверждение органами государственной власти субъектов Российской Федерации таких нормативов исходя из установленных на федеральном уровне требований безопасности автомобильных дорог;
снижение доли автомобильных дорог федерального и регионального значения, работающих в режиме перегрузки, в их общей протяженности на 10 процентов по сравнению с 2017 годом;
снижение количества мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (аварийно-опасных участков) на дорожной сети в два раза по сравнению с 2017 годом;
снижение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий в 3,5 раза по сравнению с 2017 годом — до уровня, не превышающего четырех человек на 100 тыс. населения (к 2030 году -стремление к нулевому уровню смертности);
б) решение следующих задач:
доведение в крупнейших городских агломерациях доли автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям, в их общей протяженности до 85 процентов;
применение новых механизмов развития и эксплуатации дорожной сети, включая использование инфраструктурной ипотеки, контрактов жизненного цикла, наилучших технологий и материалов;
доведение норматива зачисления налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации от акцизов на горюче-смазочные материалы до 100 процентов;
внедрение общедоступной информационной системы контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов всех уровней (в 2019 году);
создание механизмов экономического стимулирования сохранности автомобильных дорог регионального и местного значения;
внедрение новых технических требований и стандартов обустройства автомобильных дорог, в том числе на основе цифровых технологий, направленных на устранение мест концентрации дорожно-транспортных происшествий;
внедрение автоматизированных и роботизированных технологий организации дорожного движения и контроля за соблюдением правил дорожного движения;
усиление ответственности водителей за нарушение правил дорожного движения, а также повышение требований к уровню их профессиональной подготовки.
Евгения Егошина,
специалист департамента партнерских отношений
Алтайской ТПП