История создания

С рождения Меркурий (по версии греков — Гермес) был посредником между богами Олимпа и простыми людьми, покровителем торговцев и ремесленников, вестником и дипломатом. Будучи с детских лет умным, ловким и хитрым Меркурий изобрел меры, числа, азбуку и обучил им людей. Крылатый шлем, который подарил ему бог царства мертвых Аид, помогал Меркурию в битве с титанами. Крылатые сандалии, подаренные нимфами, позволяли быстро перемещаться в пространстве и быть тотчас там, где он был нужен. Но особую силу имел кадуцей Меркурия — ореховая ветвь, подаренная ему Аполлоном. Этот кадуцей обладал волшебными свойствами — примирять спорящие стороны. Когда Меркурий бросил ветвь в клубок дерущихся змей, они тотчас прекратили схватку, обвили ветвь и стали влюблено смотреть друг на друга. Так появился известный нам жезл Меркурия — символ примирения и согласия.

Жезл Меркурия и сегодня используют торгово-промышленные палаты на всех континентах как символ в повседневных делах, находя возможность для примирения споров между конкурентами в бизнесе, между бизнесом и властью, и, в конечном счете, добиваться согласия в обществе.

***

С момента зарождения ремесла и торговли как самостоятельных видов деятельности человечества стремление к объединению для защиты профессиональных интересов было одной из главных тенденций их развития. Средневековые ремесленные цеха и купеческие гильдии были первыми институциональными формами такого объединения и могут считаться своего рода предтечей торгово-промышленных палат.

Считается, что первая в мире торговая палата появилась в августе 1599 года в Марселе. Группе марсельских торговцев была поручена организация припортовой торговли: установление правил товарообмена с иностранными купцами, соблюдение единых мер и весов, сбор таможенных пошлин. Им также было предписано создавать благоприятные условия для средиземноморской торговли, которая в тот момент была важнейшей составляющей внешней торговли Франции. Вскоре торговые палаты были созданы и в других портах страны, а в 1650 году во Франции был узаконен и сам термин «торговая палата».

Во второй половине 18 века торговые палаты появились в Англии и британских колониях, а в 19 веке они распространились по всему миру.

***

Усилия по созданию структур, объединяющих деловых людей, предпринимались и в России, однако отличительной особенностью таких структур являлось то, что они являлись одним из элементов государственного устройства. В феврале 1727 года попытку создания общественного объединения купцов и промышленников предприняла Екатерина  I. Она издала Указ, предписывающий «известному числу фабрикантов... хотя бы на один месяц зимою в Москву для совета съезжаться, а когда о каких-либо важных делах указа требовать надлежит, о том им доложить в Коммерц-коллегию».

Реформа 1861 года открыла новые пути и сферы деятельности объединений товаропроизводителей. Уставом Московского биржевого комитета 1869 года введена функция представления интересов предпринимателей, дававшая право обсуждения предложений по развитию торговли и промышленности и направления их в государственные структуры.

***

С началом XX века, в условиях неоспоримого и постоянно растущего вклада предпринимателей в процесс экономической модернизации России, вопрос о создании совещательных торгово-промышленных учреждений стал постепенно переходить в практическое русло.

29 декабря 1910 года утверждено Положение о Российской Экспортной палате. Палата снискала большой авторитет в России и за рубежом и была действительным членом Международной торговой палаты и других международных организаций.

Кроме Российской экспортной палаты в предвоенные годы появилось более 10 подобных организаций. Среди них Русская торговая палата при посольстве в Париже, Русско-Американская торговая палата, Российская импортная палата, Русско-Британская торговая палата. Они активно защищали интересы российских предпринимателей и содействовали экономическому сближению России с другими государствами.


В марте 1910 года был подготовлен проект закона «О введении торгово-промышленных палат в России», но только 6 октября 1917 года Временным правительством было утверждено Положение «О Торгово-промышленных палатах». В нем были определены основные цели, задачи и полномочия торгово-промышленных палат в России.

***

С окончанием гражданской войны и переходом к новой экономической политике используются новые формы управления экономической жизнью. Происходит оживление торговой и предпринимательской деятельности, упорядочение и оздоровление финансов, возникают предпосылки для создания института торгово-промышленных палат.

11 ноября 1921 года в г. Петрограде создана Северо-Западная областная палата, перед которой поставлена конкретная задача — добиться «…облегчения торговых отношений Северо-Западной области с внутренними и внешними рынками, а также развития и упрочения товарооборота области».


В декабре 1922 года в Москве начала свою деятельность Восточная торговая палата. В соответствии с Уставом она должна была «содействовать экономическому сближению России с Советскими республиками — Бухарой и Хорезмом, а также с Персией (Ираном), Турцией, Афганистаном, Монголией, Китаем и Японией на почве торгово-промышленных интересов».

28 мая 1932 года Совет народных комиссаров СССР утвердил Устав Всесоюзной торговой палаты, объединившей две ранее созданные палаты. ВТП разместилась в Москве, в здании на улице Куйбышева. В 1972 году она была преобразована в Торгово-промышленную палату СССР.

В 1982 году «за большую плодотворную работу по развитию торговых, экономических и научно-технических связей СССР с зарубежными странами» Торгово-промышленная палата СССР награждена орденом Дружбы народов.
Состоявшийся 1988 году последний в истории ТПП СССР съезд принял решения, которые в значительной степени затронули все направления деятельности и структуру Палаты, существовавшей в стране к этому времени уже более 50 лет.

Утвержденный съездом новый Устав давал право создавать региональные отделения и ТПП на территории союзных республик, в том числе в РСФСР.

В учредительном съезде ТПП России 19 октября 1991 года участвовало 18 региональных торгово-промышленных палат и несколько десятков объединений предпринимателей. Именно в этот период была заложена организационная основа современной системы торгово-промышленных палат России.

Важным шагом стало подписание 18 марта 1993 года Указа Президента РФ Б.Н. Ельцина «О Торгово-промышленной палате Российской Федерации». Затем он был доработан и в июле 1993 года принят Верховным Советом РФ в виде закона «О торгово-промышленных палатах  в Российской Федерации», что явилось значительным событием в процессе становления и дальнейшего развития системы торгово-промышленных палат в стране.

Значительная роль в разработке и принятии этого документа, законодательно закрепившего статус и место системы торгово-промышленных палат в социально-экономической жизни страны, принадлежит избранному учредительным съездом  первому Президенту Торгово-промышленной палаты России Станиславу Алексеевичу Смирнову.

***

14 декабря 2001 года на IV съезде ТПП РФ принята обновленная концепция деятельности и пересмотрен Устав ТПП РФ,  определены основные задачи Палаты на перспективный период, уточнены принципы взаимоотношений в системе ТПП России.

Президентом Палаты избран Евгений  Максимович  Примаков – известный экономист, авторитетный политик с мировым именем.

Деятельность ТПП РФ в последующий период обеспечила качественно новый этап развития всей системы торгово-промышленных палат в России, способствовала превращению ТПП РФ в действительного лидера предпринимательского сообщества страны, привела к значительному повышению ее авторитета в государстве и обществе. 

На состоявшемся в марте 2011 года очередном VI Съезде  Торгово-промышленной палаты России представители из всех регионов страны обсудили задачи, стоящие перед бизнесом и его роль в процессе разработки и реализации стратегии развития экономики страны.

Съезд принял программный документ «Приоритетные направления деятельности Торгово-промышленной палаты Российской Федерации на 2011-2015 годы», определяющий пути активизации участия ТПП РФ и всего предпринимательского сообщества России в решении задач модернизации национальной экономики на базе инновационной, социально-ориентированной хозяйственной системы.

Президентом Торгово-промышленной палаты Российской Федерации VI Съезд ТПП РФ избрал Сергея Николаевича Катырина.

***

Система торгово-промышленных палат Российской Федерации объединяет более 180 территориальных торгово-промышленных палат. Членами ТПП России являются более 52 тысяч предприятий и организаций различных форм собственности, а также более 300 союзов, ассоциаций и других объединений предпринимателей на федеральном  и  500 бизнес-ассоциаций на региональном уровне, представляющих основные секторы российской экономики. 

В системе Торгово-промышленной палаты России работают 32 комитета и совета по различным направлениям деятельности и отраслям предпринимательства и более 1100 комитетов, комиссий, советов и других общественных формирований, созданных территориальными палатами. 

Торгово-промышленная  палата Российской  Федерации содействует деятельности более 70 российских деловых советов с зарубежными  странами.

Торгово-промышленная  палата  Российской  Федерации - член Всемирной федерации торговых палат, Ассоциации торгово-промышленных палат европейских стран (ЕВРОПАЛАТЫ), Совета  руководителей  ТПП государств-участников СНГ, Конфедерации торгово-промышленных палат стран АТР, других международных и региональных организаций.